До 19 января 2025 года в Центре современного искусства «Винзавод» проходит выставка про историю искусства нулевых — фотохроника культовых выставок, инсталляции, редкие архивные документы и многое другое. Рассказываем, на что обратить внимание в первую очередь
Фото
Денис Лапшин
В Центре современного искусства Винзавод проходит выставка про историю искусства нулевых «НИИ Архив. Ремонтаж». Проект открыл новое направление институции — НИИ Архив (Наука, исследование, искусство, архив) — и впервые представил архивные материалы, которые собраны за 17 лет активной деятельности ЦСИ Винзавод. Дизайном выставочного пространства, в котором искусство и архивные документы расположились бок о бок в винном цехе, создал Константин Ларин.
По замыслу куратора выставки Ирины Горловой, выставка поднимает на поверхность важные документы. Этот процесс отображен в названии выставки, где использован термин из виноделия — ремонтаж. Так куратор связывает историю бывшего винного завода с его текущим статусом — Центр современного искусства — и обыгрывает его в экспозиции.
Татьяна Ахметгалиева из проекта «Стадия куколки».
Фото
Денис Лапшин
Выставка разделена на четыре ключевые части: эпохальные выставки, коллекция Фонда «Винзавод», стена Кирилла Кто и центральная часть — институциональный архив и библиотека. На выставке много архивных фото- и видеоматериалов, документация по реализованным проектам, книги, каталоги и избранные работы из коллекции Фонда.
Фото
Денис Лапшин
Смысловой и энергетический центр экспозиции — ротонда с экранами, отгороженная прозрачной пленкой. Здесь представлен институциональный архив в виде редких фото- и видеоматериалов многочисленных проектов, происходивших в ЦСИ «Винзавод».
Куратор разделила архив на 10 направлений: «Эпохальные выставки», «Новые имена», «Комикс как искусство», «Арт-рынок и горизонтальные связи», «Уличное искусство», «Образовательные программы», «Регионы + Международная деятельность», «Наука и искусство», «Видео как искусство», «Современная фотография Best of Russia». Для каждого направления отобраны материалы, которые показываются на экраны. Среднее время просмотра хроники — 15-20 минут.
Фото
Денис Лапшин
Как говорит архитектор выставки Константин Ларин, центральный объект отгорожен специально — это создает единую структуру всей экспозиции, концентрирует энергию и добавляет объем, при этом учитывая контекст самого Цеха Красного. «Плазмы, которые там находятся, — часть одной большой инсталляции, где зритель получает знания по направлениям развития Винзавода. Белый цвет и подсветка — лаборатория, белый халат, стерильное пространство познания и получения информации о научной деятельности архива», — поясняет он.
Фото
Денис Лапшин
В пространстве Цеха Красного расположены витрины с архивными материалами и экранами, посвященные институциональной поддержке арт-индустрии. Например, в одном из боксов представлены уцелевшие куски легендарного уличного проекта «Стена», который 10 лет строил связи между street art и профессиональным сообществом, а в другом боксе — уникальные каталоги фестиваля «КомМиссия», крупнейшего фестиваля рисованных историй в Европе.
Витрина «Винзавод. Уличное искусство».
Фото
Денис Лапшин
Витрина «Винзавод. КомМиссия. Комикс как искусство».
Фото
Денис Лапшин
«Боксы с подсветкой — это тоже капсулы времени и познания, которые стоят в пространстве общей лабораторной эстетики. Зритель подходит к этой светящейся парящей капсуле как к объекту притяжения. Они, как современный автомобиль, — стоят и светятся, а под стеклом мы разглядываем, что же там скрывается внутри», — рассказывает Константин Ларин.
Фото
Денис Лапшин
При входе на выставку посетителей встречает инсталляция «Комната отзывов» — оммаж масштабной ретроспективе Ильи и Эмилии Кабаковых в 2008 году. В ЦСИ «Винзавод» были представлены инсталляции «Жизнь мух», «Игра в теннис» и «Туалет». Отзывы посетителей этих выставок перенесены на стены комнаты, прорываясь сквозь время. Стилизованные под почерк в работах Кабакова, они создают коллективный персонаж, который выходит из творчества Кабакова и продолжает говорить.
«Комната отзывов» на «Московскую ретроспективу» Ильи и Эмилии Кабаковых.
Фото
Денис Лапшин
Чтобы попасть в «Комнату», ее надо обойти, это также идея архитектора: «Цех Красного — это пространство познания, соответственно, зритель должен сам найти в себе силы вникнуть, заняться исследованием и самостоятельно обнаружить вход в витрину Кабакова».
«Комната отзывов».
Фото
Денис Лапшин
На выставке представлены и новые произведения искусства. Первое — «Стопы» Дмитрия Гутова, которые были впервые показаны на эпохальной выставке «Верю» в 2007 году, с которой начинается отсчет истории ЦСИ «Винзавод». Гутов воссоздал фрагмент картины Андреа Мантенья «Мертвый Христос» и увеличил стопы до гигантских масштабов, показывая несоразмерность масштаба человека по отношению к вечному искусству.
Второе произведение — это текст Кирилла Кто про его путь в искусстве, который был связан с историей ЦСИ «Винзавод». И это гармонирует с противоположной стеной, где представлена коллекция Фонда Винзавод.
Дмитрий Гутов. «Стопы».
Фото
Денис Лапшин
Собрание Фонда насчитывает более 250 работ современных художников. Для выставки куратор Ирина Горлова отобрала 20 произведений, основная часть которых — первые или даже дебютные работы известных сегодня художников. Они были представлены на выставках проектов «Старт» и Открытых студий Винзавода.
Исключением стали художники Георгий Кузнецов и Андрей Блохин из группы Recycle, чья работа «Без названия» была показана на выставке из цикла «Прощание с вечной молодостью» в 2017 году. В работе художники размышляют о будущем и о том, как новые технологии и масс-медиа стремительно меняют окружающий мир.
Recycle Group. «Без названия», 2017.
Фото
Денис Лапшин
По словам Ларина, подсветка в витринах и ротонде связана с работой группы Recycle: «В работе есть свечение, оно дает глубину и таинственность, и прозрачная пленка в центральном объекте поддерживает это. Посетитель вступает в традиционную, привычную уже оппозицию: телевизор — зритель, телевизор на стене и зритель, стоящий возле этого телевизора, искусство — зритель — экран».
Recycle Group. «Без названия», 2017.
Фото
Денис Лапшин
При входе на экспозицию обратите внимание на карту выставки и QR-код на стене, по которому также можно скачать карту и аудиогид.
Когда: 16 ноября 2024 — 19 января 2025, с 12:00 до 20:00
Где: Москва, ЦСИ «Винзавод», Цех Красного
Парфенова Татьяна